ГлавнаяИстория городаНаш технарьИстория гербаТрубчевские церквиПрирода
 

 

                                           Церковь Николая Чудотворца (Рождества Богородицы)
                                                                   (с. Тишино)

Церковь Николая Чудотворца находится в центре села, расположенного на холме. Сооружена из кирпича и оштукатурена; к настоящему времени частично утратила апсиду и кровлю. Хороший образец бесстолпного купольного храма в стиле ампир.
                                                             
В традиционно трехчастной объемной композиции здания доминирует основной куб с полукруглой апсидой, который несет невысокий цилиндрический барабан с куполом, завершенным главкой на цилиндрической же шее. К кубу примыкает короткая трапезная с небольшой, несколько грузной двухъярусной колокольней. Ее нижний четверик имеет арочный входной проем с запада и аналогичные ниши по бокам, круглые окна в верхней части, а звон -крупные арки и пологую купольную кровлю, прежде увенчанную главой (сохранилось только ее основание).

Убранство фасадов строго и лаконично. На основном объеме между четырьмя крупными пилястрами расположены проемы с треугольными сандриками и полуциркульными нишами над ними. Круглые без обрамлений окна и ниши барабана соответствуют таким же проемам нижнего рустованного яруса колокольни. Окна трапезной украшают простые полочки-сандрики на кронштейнах.

В интерьере основное помещение храма с барабаном на парусах перекрыто куполом; три проема соединяют его с алтарем. Трапезная, имеющая плоские перекрытия, открыта в храм. От прежнего внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты выполненных в позднеакадемической манере настенных росписей 19 в.


                                                                   Церковь Сретения
                                                                      (г. Трубчевск)


Церковь Сретения расположена на восточной окраине города у развилки дорог, на пл. Степана Разина. Построена в 1-й трети 19 в. из кирпича и оштукатурена; во 2-й пол. 19 в. с южной стороны пристроен придел. Своеобразный памятник архитектуры Брянщины в стиле позднего классицизма.

Принадлежит к четырехстолпным крестово-купольным храмам центрического типа, с отдельно стоящей ярусной колокольней. Крещатость основному, квадратному в плане объему храма придают ризалиты в центре каждой из сторон, завершенные крутыми фронтонами. Над средней его частью поставлен большой световой четверик. Симметрию здания несколько нарушает примыкающий к южному ризалиту прямоугольный придел.

Скупой декор фасадов храма состоит из упрощенных антаблементов и карнизов, простых обрамлений прямоугольных окон, а также круглых и полукруглых ниш. Большое разнообразие внешнему облику придают крупные полуциркульные проемы во фронтонах ризалитов и три проема на гранях четверика, напоминающие итальянские окна.

Стоящая к западу от храма трехъярусная колокольня состоит из четвериков и завершена яйцевидной купольной кровлей. К ее нижнему ярусу с арочным проемом пристроены небольшие палатки с воротами, образующие главный вход в церковную ограду. Невысокий второй четверик со стрельчатыми проемами и нишами несет прорезанный арками звон.

В интерьере храма четыре мощных пилона в центре со срезанными внутренними углами поддерживают при помощи перекинутых между ними подпружных арок и парусов световой восьмерик с граненым сомкнутым сводом; угловые части перекрыты крестовыми сводами, рукава креста - коробовыми. Вверху боковых частей (кроме восточной) устроены деревянные хоры. Внутреннее убранство и утварь в основном кон.19 - нач. 20 в.


                                                                      Церковь Иоакима и Анны
                                                                            (с. Любожичи)

Церковь Иоакима и Анны расположена в центре села на ровной открытой площади, доминирует в окружающей застройке. Возведена на месте прежней, деревянной; кирпичная и побеленная. К настоящему времени верхние ярусы храма и колокольни разобраны. Бесстолпное купольное здание выполнено в стиле ампир, отличается оригинальным композиционным построением.
                                                        
Основной прямоугольный в плане объем с большой полукруглой апсидой, прежде увенчанный в центре световым барабаном с куполом, сильно вытянут по поперечной оси здания. На боковых фасадах необычны крупные арочные ниши типа лоджий, в которых расположены входы в храм. Короткая квадратная в плане трапезная имеет своеобразные вогнутые западные углы; они являются переходами к сохранившемуся нижнему ярусу колокольни - более узкому четверику со срезанными западными углами, служившему папертью.

В несколько огрубленном позднеклассицистическом декоре фасадов выделяются рустовка стен апсиды и низа колокольни, а также обрамления арочных окон с подоконными выступами, импостами и замковыми камнями, помещенные в прямоугольные ниши. Особенно интересны круглые ниши вверху по сторонам ниши-лоджии и круглое, обведенное валиком окно второго света внутри нее. Окно помещено над полукруглым фронтоном входного проема.

В значительно измененном интерьере доминирует поперечно ориентированное помещение храма с коробовыми сводами над боковыми частями и (прежде) куполом в центре. Апсида перекрыта конхой, трапезная - плоским потолком на балках. Оригинален нижний ярус колокольни, внутри по форме близкий к овалу, с входным проемом с запада и двумя маленькими круглыми помещениями по сторонам прохода в трапезную, открытыми в нее.


                                                            Церковь Митрофана
                                                                (с. Рябчевск)


Церковь Митрофана расположена в центре села на высоком холме, господствует в окружающей застройке. Возведена вместо прежней, деревянной; кирпичная и оштукатуренная. Примыкавшая к трапезной колокольня разобрана. Небольшой сельский храм в характерном для этого периода стиле ампир.

Купольное бесстолпное здание, несмотря на сравнительно скромные размеры, выглядит подчеркнуто монументально. Основной кубический двусветный объем увенчан массивным низким цилиндрическим барабаном со ступенчатым аттиком и пологим куполом. Закругленная апсида алтаря, сильно выдвинутая к востоку, и короткая квадратная в плане трапезная значительно понижены по отношении к кубу.

                                                            

Ампирный декор фасадов строг и лаконичен. Крупные портики, состоящие из четырех пилястр и завершенные раскрепованным антаблементом, украшают боковые стороны куба. Между пилястрами внизу находятся большие прямоугольные окна с замковыми камнями, а вверху - круглые окна второго света, которым отвечают такой же формы, но более крупные световые проемы и ниши барабана. Стены трапезной имеют крупную рустовку и прямоугольные окна с замковыми камнями.

В интерьере своеобразно круглое в плане основное помещение храма внутри куба с глубокими нишами оконных и дверных проемов, прорезающими толстые боковые стены, и с купольным перекрытием. Три узких проема соединяют основное помещение храма с алтарем и один широкий - с трапезной. От внутреннего убранства остались только росписи в куполе, в настоящее время скрытые за новым плоским деревянным потолком.


                                                         Церковь Петра и Павла
                                                                (с. Плюсково)

Церковь Петра и Павла расположена в центре села на открытом месте, доминирует в окружающем пейзаже. Сооружена из кирпича вместо прежней, деревянной; в настоящее время утратила среднюю апсиду, прежние покрытия и главу. Большое шестистолпное крестово-купольное здание с ярусной колокольней, в архитектуре которого формы позднего классицизма эклектически соединены с русским стилем Основной прямоугольный в плане объем с тремя полукруглыми пониженными апсидами, несколько вытянутый по оси север-юг, имеет более высокие рукава креста с двускатными кровлями, которые заканчиваются ризалитами на боковых сторонах. В центре его венчает световой восьмерик, прежде увенчанный главой. К широкой трапезной с запада примыкает высокая трехъярусная колокольня - два четверика и восьмерик с купольной кровлей и главой.

                                                                    

Суховатое кирпичное убранство побеленных фасадов состоит из широких плоских пилястр на углах объемов, упрощенных антаблементов в их завершении и обрамлений арочных проемов с маленькими килевидными подвышениями у архивольтов. Стилизация под формы древнерусской архитектуры особенно чувствуется в зубчатых и аркатурных поясках в составе антаблементов, в щипцовых завершениях ризалитов (последние искажены при переделке кровли) и в ряде кокошников, венчающих первый ярус колокольни.

Внутри шесть мощных крещатых столбов с подпружными арками делят интерьер храма на девять ячеек, из которых широкие рукава креста и угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами, а более крупная центральная - восьмилотковым сомкнутым сводом. Объединенная с храмом трапезная имеет коробовые своды.

                                                               Церковь Преображения
                                                                    (г. Трубчевск)


На посадской стороне, откуда "пошел город", находится Преображенская церковь. В Трубчевске ее называют костелом. Если верить . местной легенде, что "прежде" существовала выложенная в кирпиче на фасаде дата постройки "1640", то можно думать, что поляки, мечтавшие утвердить за собой "навечно" захваченный ими город, начали строить костёл. Но достроить его до своего изгнания в 1643 г. не успели. При возобновлении женского Спасо-Преображенского монастыря, сожженного поляками в 1611 году, монахиней Марфой была построена в виде русского пятиглавного храма церковь, видимо, деревянная. В 1692 году она была сожжена вновь. И исследования в наше время установили, что ныне существующее здание каменной церкви относится к 1693 году, уже после упразднения монастыря. Поэтому говорить о польском костеле не приходится. Как общая композиция, так и архитектурные формы памятника - исконно русские. Расположение окон, декоративные элементы и их размещение - под карнизом фриз с закомарами, пучки полуколонок по углам, пятиглавное завершение (не сохранилось) - говорят о произведении русских зодчих В 1760 году к церкви пристроена колокольня, а в первой половине XIX века трапезная соединила её с церковью. Сохранившиеся два четверика колокольни обнаруживают характерную архитектуру эпохи русского барокко. Низкий и широкий корпус трапезной получил внешнюю отделку в стиле провинциального классицизма. Три архитектурных стиля - московское барокко XVI г. века, русское барокко XVIII века и поздний классицизм XIX века оставили свои следы на лице этого памятника.


                                                            Церковь Николая Чудотворца
                                                                        (с. Семячки)


Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, господствует в его застройке. Сооружена вместо деревянной из кирпича и оштукатурена; несколько позже (судя по размерам кирпича и кладке) возведены боковые приделы. В настоящее время трапезная и колокольня разобраны, а южный придел надстроен. Своеобразный сельский храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле позднего классицизма, с подчеркнуто массивными архитектурными формами.                                                                             
Нижний ярус церкви составляет основной широкий четверик с большой полукруглой апсидой, полностью закрывающей восточную грань. Грузные приделы, равновысокие с основным объемом, имеют несколько меньшие апсиды. Четверик несет крупный световой восьмерик с оригинальной пологой купольной кровлей и небольшой главой, сохранившей только граненую шею. Лаконичный декор фасадов состоит лишь из тяги на уровне низа прямоугольных, лишенных обрамлений окон храма, простых карнизов в завершении нижнего яруса и антаблемента у восьмерика.

В интерьере доминирует просторное помещение храма с крупным восьмериком на тромпах и восьмигранным сводом; открытые в него широкими арками приделы имеют коробовые своды; в апсидах конхи. От прежнего внутреннего убранства сохранились лишь остатки настенных росписей.
                                                       Церковь Параскевы Пятницы
                                                              (с. Филипповичи)

Церковь Перескевы Пятницы расположена в центре села на краю глубокого оврага. Возведена вместо прежней, деревянной из кирпича и оштукатурена. Оригинальный по объемной композиции сельский храм, выполненный в формах позднего классицизма. Сравнительно небольшое бесстолпное однокупольное здание, основной объем которого традиционен: куб с полукруглой апсидой и пилястровыми портиками по сторонам, увенчанный цилиндрическим барабаном с куполом и главкой (не сохр.) на стройном граненом постаменте. Растянутая в ширину трапезная необычна благодаря закругленным боковым стенам с ризалитами в центре. По формам ей противопоставлена колокольня, нижний четверик которой несет высокий цилиндрический ярус звона с четырьмя арками и еще одним небольшим цилиндром в завершении.

Подчеркнуто строгий декор фасадов здания состоит из портиков куба с четырьмя пилястрами и крутыми фронтонами, упрощенных антаблементов в завершении всего нижнего яруса храма, а также фронтонов над ризалитами трапезной и гранями четверика колокольни. В прямоугольных без обрамлений окнах здания сохранились металлические решетки. В интерьере основная часть храма с арками на боковых сторонах, за входными портиками, завершена барабаном на парусах и куполом; апсида перекрыта конхой. Своды трапезной поддерживаются в центре двумя квадратными столбами, поставленными поперек основной оси здания. Узкий проход с двумя небольшими палатками по сторонам (в одной лестница на колокольню) соединяет трапезную с овальным помещением в нижнем ярусе колокольни, через которое входили в храм.

От прежнего внутреннего убранства остались полы из каменных плит, ряд лепных деталей и часть настенных росписей в главном помещении, сцены "Тайная вечеря" и "Воскресение" над боковыми арками


                                                             Церковь Покрова  

                                                                 (г. Трубчевск)

Церковь Покрова расположена на Соборной горе в южной части города возле парка, на бывш. Ярмарочной пл., у древнего рва. Сооружена вместо прежнего деревянного храма в 1787 г. из кирпича и оштукатурен на средства купца В. Савина. Во 2-й пол. 19 в. трапезная расширена приделами. Характерный пример позднебарочного храма Брянщины типа восьмерик на четверике.

Здание имеет три пятигранные апсиды, приделы по сторонам четверика и короткую трапезную, к которой примыкает невысокая двухъярусная колокольня из четвериков, увенчанная пирамидальной кровлей с люкарнами. Боковые фасады трапезной полностью закрыты пристроенными приделами в стиле позднего классицизма.

Апсиды и восьмерик с купольной кровлей сохранили прежний декор, близкий Троицкому собору: охватывающие углы объемов пилястры, широкие антаблементы с зубчиками на карнизах, наличники окон с "ушами", лучковыми сандриками и филенками вокруг лучковых проемов восьмигранника. Боковые фасады приделов с четырехпилястровыми портиками завершены фронтонами. Рустованные устои нижнего яруса колокольни с фронтонами и пилястры с филенками на углах ее верхнего четверика (звона) свидетельствуют о переходе к классицизму. Основу декора пристроек составляют обрамленные тягой арочные окна с акцентированными архивольтами.

Внутри высокая центральная часть с восьмериком на тромпах перекрыта восьмилотковым сводом; ее апсида с граненой конхой. Трапезная и приделы имеют коробовые своды. Из внутреннего убранства частично сохранились настенные росписи 19 в., выполненные масляной краской; детали иконостаса из белого мрамора использованы при устройстве фонтана в городском саду.


                                                          Церковь Казанская (Успения)
                                                                     (с. Радутино)


Казанская церковь возведена в 1726-30 гг., стояла на противоположной стороне дороги; в 1878 г. при перенесении на нынешнее место, в центр села, здание перестроили в духе позднего классицизма. Цоколь храма кирпичный, стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом.

Крестообразное построение, очевидно, сохранило прежнюю ярусную объемно-планировочную композицию, характерную для деревянного культового зодчества Брянщины 18 в. Это куб с примыкающими прямоугольным алтарем и боковыми рукавами, а также меньшими квадратными прирубами ризницы и пономарской в восточных углах, по сторонам алтаря. Завершающий куб световой восьмерик утрачен, а нынешняя широкая трапезная явно возникла при перестройке. Паперть с небольшим закрытым крыльцом прежде венчала ярусная колокольня.

В убранстве фасадов с накладными досками-пилястрами на углах, карнизами большого выноса и фронтонами над рукавами креста и трапезной особенно оригинальны обрамления окон из реек в виде широких арок, в которые заключены проемы с простыми рамочными наличниками и полуциркульными фронтонами. Центральные окна на боковых рукавах завершали стрельчатые кокошники, на месте которых в нач. 20 в. устроены окна второго света.

В интерьере доминирует более высокая центральная часть храма с подшивным восьмигранным потолком, опирающимся на восточную стену и два западных столба с перекинутыми между ними балками. Боковые рукава и трапезная составляют единое с храмом помещение, узкими проемами связанное с алтарем, ризницей и пономарской, а также с притвором.


                                                             Церковь Михаила Архангела
                                                                      (с. Алешенка)

Михайловская церковь расположена на высоком холме на краю села, возвышается над окружающей застройкой. Сооружена из кирпича; несколько позже (судя по размеру кирпича и кладке) построены боковые приделы и западная часть трапезной (паперть) с колокольней над ней. К настоящему времени здание утратило венчающий ярус, а колокольня - завершение. Своеобразный бесстолпный трехчастный в плане храм в стиле позднего, сухого по формам классицизма.



Основной кубический объем с крупной полукруглой апсидой первоначально значительно возвышался над пристроенными с севера и юга пониженными приделами с такими же апсидами. Длинная трапезная со слегка скругленными углами в месте примыкания к храму заканчивается с запада папертью над которой поставлены два четверик колокольни: нижний с круглыми проемами и верхний, служивший звоном, со сквозными арками и аттиком.

Предельно скромный декор неоштукатуренных фасадов составляют плоские лопатки на углах объемов и заключенные в прямоугольные филенки крупные окна без обрамлений.

Внутри основное помещение открыто широкими арками в приделы и среднюю апсиду; узкий проем ведет из нег в трапезную. Приделы перекрыты коробовыми сводами с распалубками, апсиды - конхами; трапезная и паперть имеют плоские перекрытия.


                                                          Монастырь Чолнский Спасский
                                                                           (с. Кветунь)

Чолнский монастырь расположен на краю села на правом высоком и крутом берегу Десны, возле древнего городища Кветунь, на территории селища 9 - 12 вв. (по мнению В.А. Падина - посада древнего Трубецка, перенесенного в 12 в. на новое место). Монастырь основан, видимо, в 16 в., однако первые документальные сведения имеются только с нач. 17 в. (уцелел в Смутное время). До конца столетия немногочисленные строения мужской обители, в 1680 г. приписанной к Киево-Печерской лавре, были деревянными. На рубеже 17-18 вв. на средства московского гостя М. Сверчкова сооружен каменный соборный храм Рождества Христова. В 1731 г. возведены церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж трапезной, а в 1741 г. - церковь Введения и вся трапезная. Большинство других каменных зданий монастыря (колокольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с башнями) построены на рубеже 18-19 вв., при игумене Кесарии Плюгине (1798-1817). В последующее время были возведены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки.Монастырь представлял собой довольно сложный комплекс построек, окруженных высокой оградой с маленькими башенками на углах.
 

                                                                                      
Основные сооружения - собор и трапезная с теплой церковью Введения располагались в глубине территории, ближе к южной, обращенной к Десне стене, прямо против входа, образуя в центре монастыря площадь. Вокруг нее группировались остальные сооружения. В силуэте монастыря доминировало высокое двухъярусное здание собора в стиле "нарышкинского" барокко, рассчитанное, в связи с местоположением, на обозрение с реки. К настоящему времени из всех зданий сохранились лишь перестроенная церковь Введения с трапезной, части ограды с двумя башенками и нижний ярус колокольни.

Церковь Введения с трапезной. Здание значительно искажено утратой завершения и позднейшими переделками.. Однако памятник, относящийся к 1-й пол. 18 в. и выполненный в традиционных для данной эпохи формах, сохраняет свое значение как редкий на Брянщине образец монастырского храма с трапезной палатой.

Длинный одноэтажный корпус на высоком подклете из-за большой толщины культурного слоя сильно заглублен в грунт. Восточную часть здания составлял храм с пятигранной широкой апсидой и основным, возвышавшимся над всем объемом четвериком, прежде увенчанным главой. В пониженной западной части располагались обширная палата для трапез и подсобные помещения.

Перестройки сильно изменили интерьер здания, особенно основной этаж, лишь частично сохранивший прежние сводчатые перекрытия. Менее пострадал подклет с тремя крупными помещениями, имеющими коробовые своды с низко опущенными пятами; в восточном из них первоначально находился храм Антония и Феодосия Печерских (упразднен в 18 в.).
Колокольня. С северной стороны ограда полукругом отступала внутрь, примыкая к трехъярусной колокольне с главным входом в монастырь в нижнем ярусе - Святыми воротами. Кирпичное здание - типичный пример подобных построек эпохи зрелого классицизма - к настоящему времени сохранило лишь первый ярус.


                                                                Церковь Св. Духа
                                                             (Параскевы Пятницы)
                                                                     (с. Селец)


Церковь Св. Духа расположена на высоком холме на краю села, доминирует в его застройке. Сооружена вместо прежнего, деревянного храма из кирпича и оштукатурена; к настоящему времени утратила главу и колокольню. Интересный памятник сельской архитектуры Брянщины в стиле барокко с оригинальной объемной композицией.

Благодаря своей высоте доминирующую роль играет основной двухъярусный, несколько вытянутый по продольной оси четверик с пятигранной апсидой и купольным покрытием, увенчанный световым восьмериком и главой (не сохр.). По бокам его фланкируют два пониженных придела с двускатными кровлями и пятигранными апсидами, которые поставлены в один ряд с апсидой храма, образуя необычный восточный фасад здания. Удлиненная трапезная заканчивается папертью, над которой прежде возвышалась колокольня.

В наружном декоре здания с пилястрами на углах и между окон и упрощенными антаблементами особенно нарядно выглядят барочные наличники окон с "ушами" и лучковыми сандриками. Боковые фасады приделов завершены треугольными фронтонами с орнаментикой в тимпанах. На гранях основного четверика размещено по одному окну (на восточном ниша); для лучшего освещения интерьера на южной стороне их два.

В интерьере господствует центральное, сильно развитое в высоту помещение, перекрытое граненым сомкнутым сводом с тромпами в углах. Полукруглые внутри апсиды с конхами соединены между собой проемами. Окна с лучковыми перемычками помещены изнутри в стрельчатые ниши с откосами; в трапезной в них сохранились решетки. От прежнего внутреннего убранства остались только незначительные фрагменты настенных росписей и пол из каменных плит.


                                                                  Собор Троицкий
                                                                     (г. Трубчевск)


Троицкий собор - это каменная книга, главы которой "написаны" в разные времена. Археологические раскопки 1971 года выявили у стен алтаря существующего собора остатки каменного храма XII века. Но была ли это первая глава строительной истории собора? Не заняла ли каменная церковь XII века, как это обычно бывало, место неизвестной нам деревянной предшественницы в древней боярской усадьбе, расположенной здесь до устройства острога? Следующая глава истории собора - это конец XV века. Возможно, тогда была построена новая каменная или смешанная церковь на месте храма XII века. От нее сохранилась родовая усыпальница князей Трубецких, наиболее раннее погребение в которой относится к 1520 году. О древности усыпальницы говорят не только украшенные древнерусским орнаментом и надписями плиты надгробий, но и сама архитектура: низкий с простыми суровыми деталями круглый столб в центре квадратного помещения, нависшие над ним тяжелые своды...

Новая глава каменной книги-это сам собор, воздвигнутый на месте древней постройки, усыпальница которой вошла в его состав. Собор построен в 1784 году по традиционной схеме "кораблем", Высокий куб возведен над усыпальницей. Он несет восьмерик - барабан купола, увенчанного световым восьмигранным фонариком с куполом и крестом. Пятигранная апсида алтаря примыкает к кубу с востока, а с запада - двухэтажная широкая двухстолпная трапезная. Архитектура собора несет печать влияния стиля русского барокко, хотя и не богата декоративными элементами. Угловые лопатки с широкими раскрепованными антаблементами, фигурные с уширениями вверху наличники и лучковые сандрики окон посаженных в нишах, - вот и весь декор украшений фасадов собора. Четвертая глава строительной истории памятника - это 1824 год. Тогда была построена четырхярусная колокольня. Ее архитектура - классицизм. Строгий и по-провинциальному несколько тяжеловесный. Сдвоенные пилястры с простыми антаблементами и плоскими фронтонами, арки и круглые окна украшают ярусы колокольни. Последняя глава каменной книги добавлена в 1910 году пристройкой Ниловского придела к северо-восточной части доборного куба. Архитектура придела отражает влияния новорусского стиля, господствовавшего во. второй половине XIX - начале XX века.
В 1970-1987 годах произведена реставрация внешнего облика замечательного памятника архитектуры четырёх эпох.

Hosted by uCoz